It must have been love

Первая 9а, эталонная 9а, Вольфганг Гюллих, кампусборд - потолок Action Directe во многих отношениях легендарен. И все не сводится только к категории сложности. 9А сейчас как песка в море, а количество людей, пролезших эту категорию, идет уже на сотни. Несмотря на это Action Directe среди 9а этого мира является чем-то вроде „princeps inter pares" - первая среди равных. Всем известно, кто ее пролез и кто ее не пролез, и едва ли какой-либо другой маршрут прочно укоренился у стольких сильных скалолазов вверху списка задач первоочередной важности, как эта 12-метровая линия на неприглядной скале Waldkopf.

Аргументы, что Action Directe в эстетическом плане не идет ни в какое сравнение с такими королевскими линиями как Biographie, вполне оправданы. Не счесть числа более гламурным 9а, которые лучше смотрятся на обложках журналов. Это довольно серьезный недостаток. Но Action Directe как раз является таким уникальным феноменом. Этот маршрут не должен быть "красивым" или занимать первые страницы журналов, чтобы быть тем, чем он является - застывшим в камне эталоном лазания на абсолютном пределе возможностей человека. Внутренний процесс абстрагирования, анализа и синтеза микрокосмоса, в котором счет идет на сантиметры и миллиметры. Узел, который можно развязать только, если ответить на вопрос: как сильно ты хочешь пролезть этот маршрут и на что ты готов для этого?

Едва ли кто-то погрузился в реальность Action Directe глубже, чем Мелисса ла Неве. Ее любовь с этим маршрутом длилась 6 лет, заставляя становиться лучше и сталкиваться с разочарованиями. Если кто-то и был готов на все ради этого маршрута, то это она.

При правильном уровне подготовки современным сильным скалолазом не нужно много времени для пролаза 9а. Но Action Directe занимает особое положение. Быть просто сильным недостаточно, чтобы пролезть эту "террористическую атаку на пальцы", как однажды описал маршрут Вольфганг Гюллих. Даже такие заядлые местные скалолазы как Маркус Бок или Алекс Мегос выделили достаточно времени на основательную подготовку для пролаза франкенъюрской девятки по французской шкале категорирования.

Короткие маршруты Франкенъюры не делают жизнь ее посетителей легкой, для них понадобится немало мощности. Нужно научиться читать, как работают дырки, а пока не нарастет в нужных местах роговица, вам придется стиснуть зубы. Мелиссе также понадобилось время, чтобы научиться этому. В дополнение к прочим маршрутам в 2014 году она пролезла классический маршрут Гюллиха Wall Street (8c). Первый барьер был взят. В сентябре этого же года она сделала первую попытку на Action Directe. Начало было многообещающим. После нескольких недель во Франкенъюре Меллиса был в хорошей форме. "Я люблю атлетичные и силовые маршруты, но мне говорят, что скалолазание для женщины тяжелее, и я чувствую себя еще более противоречиво". Стартовый прыжок, который представлял для Мелиссы боулдер сложностью 8а+ и самое сложное место на маршруте все еще оставались открытым вопросом.

Невозможный прыжок

"Для женщины этот прыжок невозможен" сказал однажды Мелиссе один из скалолазов, повторивших Action Directe. Несомненно, прыжок далекий, а для Мелиссы, учитывая ее рост, он еще более далекий. И здесь нет свободы действий. Две плохих ноги, одна дырка под палец слева, относительно отвратительная целевая зацепка, на которой все же нужно остановить инерцию прыжка. Неизменный расклад, высеченный в камне.

Для Мелиссы сложности всегда были вызовом, а не оправданием. "Если я смогу каким-то образом достичь невозможного, вытянуть руку и дотянуться до зацепок, тогда я буду знать, что это возможно. Все остальное - это вопрос времени и усилий".

Так совпало, что усилия и тяжелая работа - это то, в чем она хороша: "Я бы не сказала, что у меня врожденный талант к лазанию. Мой талант заключается в способности посвятить всю душу и тело чему-то одному".

Впервые ей удалось допрыгнуть в 2015 году, и это казалось "удачным стечением обстоятельств". Впервые Мелисса сорвалась за три перехвата до финиша. Но радость от нового достижения быстро смешалась с беспомощностью и разочарованием. Мелисса не имела не малейшего представления, как ей удалось сделать прыжок. Не было никакой закономерности, успех казался чистой случайностью. Что делать? Эксперименты вслепую, пока что-то не начнет работать? Это больше походило на лотерею, чем на стратегию, но даже самая статистически незначительная вероятность может поставить вас на колени. В ноябре 2015 года пришла расплата за неуемный пыл: она дважды потянула связки на пальцах.

Микрокосмос и матрица

Вопрос: "Как долго может думать человек об одном единственном перехвате?" Мелисса: "Очень долго". Если вы хотите погрузиться в "микрокосм" Мелиссы, чтобы понять, что такое "абстрагирование, анализ и синтез", тогда задержите дыхание и продолжайте читать.

"Пока я поняла, как необходимо брать первую дырку под один палец, прошло полвека. В конце концов я брала эту дырку под один палец двумя пальцами. Я прижимала безымянный и мизинец рядом с краем дырки, а потом зажимала их большим пальцем, так что хват был похож на хват плоскогубцев. Теперь о движениях. Так как я действительно маленькая, и на 120-градусном нависании можно прыгать только за счет работы ног, я решила специально тренировать силу прыжка. Кроме того, я измерила расположение зацепок на ключе и воссоздала их дома. В 2019 с помощью Маркуса Бока я поняла, как расшифровать этот динамичный перехват: загрузить правую ногу, откинуться назад, чтобы сохранить низкое положение тела, взять левую зацепку, задать рукой импульс, еще больше загрузить правую ногу и бедро, одновременно прыгнуть и сделать захват-плоскогубцы двумя пальцами и придавить большим, чтобы удержать их на месте". Так много для матрицы одного прыжка. Еще вопросы?

Кто хочет увидеть, должен снять фильм

"Хотите это увидеть?" спрашивает Мелисса. Конечно, я хотел, как могу я не хотеть увидеть снятое собственноручно Мелиссой кино о пролазе Action Directe. Снять видео о маршруте легче легкого. Для этого не нужен оператор, достаточно смартфона, который сегодня есть у каждого. Кто откажется иметь такой фильм на память о восхождении у себя на жестком диске? Для этого нужно положить смартфон на специально для этого выращенное возле маршрута дерево.

Мелисса установила две камеры, береженого бог бережет. Неточности в документальной съемке прохождения Action Directe уже возникали, всего три раза. Этого более, чем достаточно. Оказаться в центре такой медиа катастрофы, все равно, что находиться в реакторном блоке и наблюдать, как плавятся графитные стержни.

Качество видео, как и фронтальная съемка, которая кастрирует 45-градусное нависание, лишая его ужасающего нависания и превращая прохождение практически в лазание по вертикали, не подходят для кинотеатров, но это и не обязательно. Мы видим то, что нам нужно. Каждый перехват, от прыжка и до вылаза, выверенные движения тела от положения стопы до расположения пальцев в дырках. То, что можно угадать, но нельзя увидеть, это матрица узора движений, которая служит невидимым его каркасом. Бесконечная головоломка из 16 перехватов, которые в этом многолетнем процессе были разобраны на части и потом собраны вновь.

Сделать это, черт побери

"Я, черт возьми, сделаю это" можно было услышать из телефона Мелиссы перед тем, как она начала лезть. То, что она пролезет маршрут в эту попытку, она не знала. Это могло произойти и в любую другую попытку. Одну из сотен, которые ей предшествовали. Попытка, ничем не отличавшаяся от множества других на протяжении 6 лет, не увенчавшихся успехом.

"Я никогда не говорила ничего подобного", объясняет Мелисса, которая сидит рядом со мной немного смущенная. "Я понятия не имею, почему именно в этот момент я выругалась".

Теперь у Мелиссы в телефоне не осталось времени на разговоры. Она как раз включила внутреннюю кнопку "Игра" и запустила программу, записанную на жесткий диск головного мозга, под названием Action Directe. После двух третей маршрута все идет спокойно. Вместо прерывистого дыхания теперь слышны крики. Как будто так можно высосать лактат из рук и растворить страх упасть на последнем перехвате из-за козней дьявола.

Кстати, о последнем тяжелом перехвате. Даи Каямада (Япония) падал на нем не один раз. До этого момента он летел по маршруту практически "в невесомости". По крайней мере, так говорят те, кто там был. Но этот гала-спектакль ему не помог, и он сорвался. Чтобы сделать один перехват и прощелкнуть станцию Даи пришлось ждать целый год и вновь лететь через полмира.

Из телефона, лежащего на кухонном столе, слышно прощелкивание оттяжки. И хотя экран размером всего пару дюймов, но энергия этого небольшого фильма, в котором сцена не меняется ни разу, подталкивает на свершения, и по коже бегут мурашки. Последний динамичный тяжелый перехват направо. Мелисса удерживает зацепку, и тело начинает вращаться. Ее левая нога стоит как вкопанная на стене, в то время как правая взлетает почти на высоту уха. 100% Мелиссы находится под 1000% напряжением, пока инерция не будет полностью погашена. Вскоре после этого Мелисса прощелкивает цепь, повисает на веревке, выдыхает, рыдает. Разговаривает с собой, страховщиком, Богом и всем миром. Потом она успокаивается. Она, черт возьми, сделала это.

 

Мелисса ла Неве

Родилась в 1989 году.

Начала лазить в 15 лет.

Первая 9а: Action Directee

Спонсоры: Adidas, 5.10. Edelrid, Deuter, Arkose

 

Мелисса ла Неве и Action Directe

Сентябрь 2014: всего 1 месяц

Весна 2015 (с перерывами на соревнования): всего 2 месяца

Сентябрь 2015: 2 дня

2017: всего 6 месяцев

2019: всего 5 месяцев

2020: 2 дня (пролезла 22 мая)

 

Источник: Climax #35

Перевод: annamavka

Автор: Flo Scheimpflug

Фотографии: Fabi Buhl

 

 

 

captcha