Ботинки, которые творили историю

Основанная в 1928 году и не прекращавшая работу во время Второй мировой войны, обувная компания La Sportiva вышла на сцену большого альпинизма в 50-х и 60-х годах XX-го века. Как раз в это время в Доломитах набирали популярность так называемые "прямые" маршруты (direttissime), по которым вода стекает с гор вниз. Медиа особенно активно выделяли достижения Чезаре Маэстри и Бепи де Франчезе. Последний, уроженец Беллуно и член Гвардии национальной безопасности, был полностью лишён самолюбования. Как активного участника полицейской школы альпинизма, фотографы почти всегда снимали его, удивлённо висящего на ИТО, в кожаных ботинках и шерстяной шапке. В 1961 году в Италии отмечали столетие воссоединения. В разгар экономического бума в стране как раз появились первые автомобили и телевизоры. В июне этого же года на центральной башне Френей разразилась ужасная трагедия, одним из участников которой был любимец итальянцев, Вальтер Бонатти. На высоте 4000 метров на Монблане шторм застиг врасплох семеро альпинистов. Спуск занял несколько дней. Кроме Бонатти, спаслись ещё только два участника экспедиции. Медиа не упустили возможность вцепиться в альпинизм. Их мнение разделилось на тех, кто считал это занятие самоубийством, и тех, кто взывал к благоразумию и милосердию. Казалось немыслимым, что в современную эру технологических чудес люди гибнут в снегах посреди лета. На другом краю Альп публика восхищалась новым проектом Бепи де Франчеза: фантастическим контрфорсом на жёлтых скалах на Piz Ciavazes, 2828 метров, хорошо различимый  на острых изгибах Passo Sella, самой загруженной дороги в Доломитах. В Val di Fassa считали, что "если перевернуть скалу вверх ногами, получится маршрут не менее 4-5 категории сложности с прекрасными полками посередине". К сожалению, речь шла о гипотетической геологии перёвернутой скалы, на которой нависания превратились бы в лежачки. В сентябре 1961 года де Франчезе решил, что настало время "атаковать этого дьявола среди скал" вместе с верными напарниками Quinto Romanin, Cesare Franceschetti и Emiliano Vuerich. "Если я пролезу маршрут, то назову его в честь столетия единения Италии", - патриотически заявил Бепи, но маршрут ещё нужно было пролезть, и теперь под давлением публичного заявления. Биограф Бепи, Томассо Магалотти, утверждал, что "зрители наблюдали практически всё восхождение, вызывая заторы на дороге. Люди останавливались и выходили из машин, задрав головы на необычное зрелище".

В первую очередь, вопрос был в снаряжении. Вечером 11 сентября четверо альпинистов разбили две палатки у подножия скалы. С собой они взяли запасы еды на несколько дней, полторы сотни крючьев и ещё сотню для стационарных точек, несколько деревянных клиньев для широких щелей в известняке, 15 лесенок и различные верёвки (в том числе, две стометровые). На них были ботинки La Sportiva с подошвой Vibram. Утром 12 сентября Франчезе и Романин пролезли первые несколько вертикальных верёвок и забили крючья в первом потолке, который решили пройти напрямую: "Началось сражение между мной и скалой: я говорил ей, что люблю её, но она мне не верила", - вспоминал Бепи. К после полудню двое из них добрались до большого потолка. Де Франчезе достал флаг Италии и повесил под карнизом, с дороги Passo Sella до них доносились звуки песни "Long live Italy". Второй день был посвящён большому идеально горизонтальному потолку простиравшемуся на пять метров в пустоту. Эта работа требовала сил и терпения: на один крюк нужно около 300 ударов молотком; пятнадцать ударов и глубокий вдох, ещё пятнадцать ударов и отдых для руки. "Я лепил свой собственный маршрут. Продвигаясь по потолку, я вспоминал Микеланджело, который в такой же позе расписывал свод Сикстинской капеллы". К вечеру 13 сентября четверо полицейских Национальной гвардии разбили бивуак на стене, а утром 14 сентября добрались до полки с названием Cengia dei Camosci как раз посреди стены. К этому моменту они пролезли контрфорс, но согласно этике тех дней, им ещё нужно было добраться до вершины Piz Ciavazes. Под пастельно голубым сентябрьским небом они поднялись туда за полчаса и вновь достали флаг. Бепи назвал новый маршрут Италия 61.

Эпоха эпичного лазания на ИТО подходила к концу. В тренде входило свободное лазание и великие зимние восхождения в Андах и Гималаях. В ответ на это ботинки стали намного мягче и легче для свободного лазания, а также тяжелее и жёстче для больших высот и снега. Консультант La Sportiva, Лино Лачеделли из долины Кортина д'Ампеццо, воплощал в себе оба тренда, потому что совершал восхождения в Доломитах и Гималаях. В юности он прошёл сложные стены, включая Cima Scotoni, а в 1954 году он первым вместе с Акилле Компаньони достиг вершины ледяного гиганта К2. В 60-х альпинизм развивался лавинообразно: тяжёлый груз традиций отступал вместе с тяжёлым снаряжением, а новое означало снижение веса, упрощение и ускорение. Даже Райнхольд Месснер совмещал вначале оба пути, постепенно отказываясь от лишнего. В 1968 году, ещё до утраты брата Гюнтера на Нанга Парбат, он написал, что крючья и ИТО - это "убийцы невозможного". 

Тем временем в Альпах появились горнолыжники, и туристы наводнили долины. В горах построили огромные лыжные курорты, почти такие же, как и городки в долине. Семья Делладио начала выпуск традиционно кожаных лыжных ботинок, но появление жёстких синтетических ярких скорлуп из пластика на ногах лыжников отбросило их назад. Не желая предавать традиции, компания из Валь-ди-Фьемме перенаправила энергию и внимание на альпинизм и скалолазание. Только подумайте, в те времена скалолазы носили тёплые вязаные носки по колено и бриджи. Это был отличительный знак поклонника гор.


Ботинки Alta Quota, которые использовались австрийской экспедицией в 1970г на Лхоцзе.

Всего за десятилетие всё переменилось. Скалолазы всех возрастов стали приветствовать друг друга как старые друзья, использовать английские термины, носить комбинезоны с надписями Fila и Cerruti и скальники с мягкой подошвой французской фирмы ЕВ и La Sportiva. Серо-зелёная расцветка альпийских войск, напоминание о Первой мировой войне, осталась позади. Впервые стали открыто лазить по подготовленным точкам страховки. Если для альпинистов героической эпохи пролаз означал обязательное достижение креста на вершине, то в эпоху Nuovo Mattino пики утратили своё значение. Больше не было смысла в покорении вершины, потому что после пролаза остаётся только пустота. Теперь понятие "плато" относилось не только к географии. Скалолазание становилось самоцелью и спортом для всех. Почти массовым спортом. Делладио выиграли в этой ситуации, отчасти, благодаря тому, что лыжники уже носили пластиковые ботинки. Успех туфель Альберто Кампаниле, сильного скалолаза тех времён, послужил толчком принятия интуитивного и успешного решения сфокусировать усилия компании на спортивном скалолазании и привлечь такие популярные фигуры, как Хайнц Мариахер, Луиза Ловане, Маноло и Роберто Басси. Появились инновационные скалолазные туфли фиолетово-жёлтой расцветки. Фактически туфли Мариахер в 1981 году захватили рынок и сразу же обеспечили компании мировой успех. Хайнц, будучи сильным скалолазом и увлечённым экспериментатором, обладал ещё и прекрасным бизнес-чутьём. Он проектировал для скалолазов, которые с нетерпением ожидали появление мягких, хорошо сидящих туфель с толикой магии. Надевая их, они чувствовали, что смогут лучше лезть, и что идут в ногу со временем. Фиолетово-жёлтые Мариархеры стали новой униформой, воплощением стиля и символом перемен. В последующие годы скальники дорабатывались в трёх направлениях: лёгкость, гибкость и яркость.


Скальные туфли Mariacher


На смену горным ботинкам пришла более мягкая и гибкая подошва, такая как у Civetta Flex, снова же, произведённых La Sportiva. На тот момент лазили даже в теннисных или гимнастических туфлях. Как раз в это время во Франции появились первые специализированные скалолазные туфли - мифические РА от Пьера Аллана, основавшего собственный бренд в 1947 году, и жесткие ЕВ. Canyon Asolo, привлёкшие внимание Ивона Шоунара и Алессандро Гонга, появились в Италии в 1976 году. Но это были всё ещё респектабельные и весьма скромные туфли тёмной расцветки: жёсткие, негибкие и не обладающие хорошим трением. Революция началась с туфель San Marco Алессандро Грилло расцветки саламандры, за которыми последовали фиолетово-жёлтые Мариархеры. Таких расцветок горы ещё не видели. Новые скальные туфли непочтительного цвета плотно и удобно сидели, были гибкими и показывали отличные результаты. Несколько лет спустя, в 1984 году появились первые слиперы по образцу гимнастических туфель, которые как нельзя кстати подошли для лазания на скалах.

Дидье Работу в Вердоне в скальных туфлях слипперах La Sportiva

Невообразимое случилась летом 1985 года: вертикальные соревнования. Местом действия стала историческая скала Valle Stretta возле Бардонеккью в Пьемонте. Благодаря Андреа Меллано, члену Итальянского альпклуба и академии Турина, а также журналисту Эмануэлю Кассара и чемпиону Марко Бернарди, и с благословения Рикардо Кассина, величайшего альпиниста ХХ-го века, 5-7 июля впервые в этом анархичном и либеральном виде спорта вердикт выносили судьи. Спортсмены обоих полов с номерками на спинах лезли перед глазами сотен возбуждённых зрителей, напоминавших публику Вудстока и прочих рок-концертов. В La Sportiva с самого начала поверили в соревнования и проспонсировали Sport Roccia в Бардонеккью и Rock Master в Арко, а также первоклассных спортсменов, включая Стефана Гловача, Дидье Работу и Катерину Дестивель. Среди противников соревнований был Маноло, один из самых известных скалолазов Италии и также амбассадор La Sportiva. Он обладал харизмой. Его называли Волшебником за способность читать скалы, видеть невозможные линии и, даже, невидимые зацепки. Он называл это двигательным интеллектом. Славу принесли ему прохождения известных маршрутов в Доломитах, включая Carlesso и Cassin на Торре Тристе в районе пика Civetta, маршрут Emilio Comici на Cima Grande di Lavaredo, а также Via attraverso il Pesce по южной стене Marmolada совместно с Мариархером, Ловане и Педерива. Одновременно он первым прошёл нескольких предельно сложных маршрутов того времени на известняковых стенах. Каждый, кто повторял его маршруты, лично убедился в невероятности усилий, необходимых для пролаза мистических линий на удаленных и спрятанных от посторонних глаз скалах. Первое публичное признание его таланта связано с районом Тогота, в котором в те дни никто не бывал. Это нависающая скала в Доломитах, разделяющая долины Vanoi и Schener, неподалёку от Imèr and Fierda di Primiero. С восточной стороны Тоготы находится вертикальная стена, лазить на которой можно практически круглый год, прекрасное место для тренировок. Маноло неустанно ездил туда, исследуя компактную солнечную скалу и пролазя новые и новые маршруты. "Я очень мало весил в те дни. У меня в голове засело, что если я не буду ничего весить, я смогу висеть ни на чём. Тогда я смог сделать очень сложный перехват на Mattino dei maghi". В устах Маноло "очень сложный" - это комбинация двух пугающих слов. Несколько лет подряд, постоянно подгоняемый сложностью маршрутов и спартанской пробивкой, он смог совершить неповторимый подвиг - пролаз II mattino dei maghi. На весь маршрут Маноло заложил только один деревянный клин, две закладки и два крюка. Сложность маршрута, 7с+, на тот момент была максимальной. Даже знаменитые французские чемпионы, Патрик Берхольд и Патрик Эдлинджер, не лазили на таком уровне, несмотря на то, что Франция единодушно считалась колыбелью спортивного скалолазания. 

 


В 1984 году появилась новая модель Balerina, которая в дальнейшем дала название целой категории туфель - Slippers.


Источник

Перевод: annamavka

captcha