El Potrero Chico ― спортивные мультипитчи в Мексике

На юг от Монтеррея мимо автострад, 18-колесных фургонов, складов и заводов транснациональных компаний мы двигались к горам, возвышавшимся над пейзажем из заброшенных бетонных зданий. Поначалу нам встречались невысокие отдельно стоящие горы, покрытые зеленью. Ближайшие из них были разрушены горпромом. На востоке практически все тоже: зеленые, округлые, прирученные старые горы.
А затем мы увидели конец хребта. Здесь из-под зелени обнажился известняк, фрактальное подножие острых вершин. Представьте, что вы взяли график гармонической частоты из музыки драм-энд-бас и исполнили его на дискотеке богов, добавили ему глубину по оси Z, заштриховали серым, черным и бежевым, заострили края, добавили кактусов и назвали El Potrero Chico.
“Маленький дворик”. Или так нам сказали. Хотя мне он не казался маленьким, по крайней мере, поначалу. Только ни когда вы входите в каньон и знаете, что каждые несколько метров проходите мимо разных 4, 8 или 23-веревочных маршрутов по всем описанным особенностям рельефа. С обеих сторон.


И это только скала. Задний план, если пожелаете, для человеческого бытия, которое заполняет каньон от рассвета до заката, когда налобные фонарики амбициозных скалолазов пробиваются сквозь темноту на 35-метровых дюльферах. Весь день слышны голоса скалолазов, общающихся на английском, испанском и французском языках, наперебой с металлическими криками маленьких созданий, похожих на ворон, сидящих на низкорослых деревьях каньона.
Мы прибыли поздним воскресным утром, не выспавшиеся из-за смены часовых поясов и жаждущие приключений. На жаргоне молодых адептов веревки, которые окружали нас со всех сторон, здесь “ставки высоки”. Мы разбили лагерь, заполировали свое недосыпание такос и родниковой водой и поспешили начать нашу неделю лазания.
Воскресенье может быть худшим днем, чтобы приехать сюда. Оно устанавливает слишком высокую планку. Если приехав в воскресенье, вы ожидаете, что все будет точно также в последующие дни, вас ждет разочарование, так как каждый последующий день будет пустынным. Когда мы приехали, несколько пикапов уже заявили о себе: они припарковались неподалеку и включили собственный микс традиционной и популярной музыки ― и все это на испанском языке. Затем приехали компании, которые хотели устроить барбекю. Дети. Игроки с мячами. Стабильный поток машин, грузовиков, мотоциклов продолжал прибывать весь день и весь вечер, пока усталые скалолазы не шли уже назад сквозь ночь, заполненную музыкой, доносившейся из машин, светом фар, разгулом нескольких поколений, улыбками и выплывающими из темноты удивленными «holas» и «buenos noches». По дну сухой реки на лошадях разъезжали женщины. На настоящих лошадях. Они выглядят как настоящие ковбои. Но никто даже глазом не ведет.
Весь день внизу каньона происходит фестиваль. И скалолазы были наименее заметными в этой толпе. В сотнях метров над землей загорелые красавцы из Остина гнездились на верхушках скал с перекусами и книгами, где они под музыку хаус, раздававшуюся из крошечных динамиков, наблюдали за тем, как их друзья учатся ходить по длиннющим хайлайнам, натянутым через каньон. 50-метровый слеклайн, 80-метровый слеклайн, 120-метровый слеклайн. С грацией и терпением они объясняли механику их системы и подбирали слова, чтобы попробовать выразить то, что заставляет их приезжать сюда, планировать и готовиться ко всему этому: ощущение стропы под ногою, которая передает волны через все тело, а затем ― падение над пропастью. Невыразимо.
На следующий день осталось всего несколько случайных машин и грузовиков, возможно, их водители были слишком пьяны, чтобы вернуться домой. Ребята из Техаса сняли свои слеклайны. Граклы все еще сидели на деревьях. Скалолазы вернулись на скалы.
Красота El Potrero ― в невероятном количестве мультипитчей на каждой стене, и шести дней никак не хватит, чтобы насладиться всем этим. Несколько дней нужно только на то, чтобы привыкнуть к ритму местной жизни: просыпаться, когда почувствуете, что пришло время завтрака, который состоит из свежих фруктов и тартильи, лазить все утро, лазить весь день и вечером спускаться за эквадорской маргаритой (одна часть текилы, еще одна часть текилы и, может, немного лайма), едой и компанией к грузовичку Taco Loco, припаркованному возле постоянно открытых ворот, которые отграничивают каньон от остального мира.
При таком размеренном ритме жизни дни особенно запоминаются неординарными занятиями: базарными днями в Идальго по вторникам и пятницам, на которых производители из Калифорнии и Мексики ходят между прилавками, продают уличную еду и напитки, а женщины гадают на картах Таро; ночью кино; поездкой по дну каньона в полночь; постоянной миграцией скалолазов. Здесь становится легко принимать и отпускать, когда столько родственных душ входят в вашу жизнь и покидают ее, а вы можете только улыбнуться на прощание.
И во время этого чудесного времени вне времени что-то может измениться. Скалолазание не исключение.
Срыв случился на 7-й веревке Space Boyz на стене Jungle, где-то на последней ее трети.
Я бы хотел, чтобы то, чему меня научил срыв в конце поездки, помогло другим скалолазам избежать травм, а также следующих за ней боли и разочарования. Я кратко опишу сам срыв, а затем ― факторы, которые, на мой взгляд, внесли свой вклад в эту ситуацию.
Джек и я вышли из лагеря, рассматривая несколько возможных маршрутов (мы также обсуждали Snott Girlz и Treasure of the Sierra Madres), но все же остановились на Space Boyz из-за его доступности и того, что мы уже лазили на стене Jungle на этой неделе, и она нам понравилась. Я лидировал на первых двух веревках, Джек ― на двух следующих, потом я лидировал на 5-й, а он ― на 6-й, и потом я сорвался на 7-й. Как я помню, я пролез две трети веревки, примерно на 2-3 метра выше последнего шлямбура, и мне еще нужно было пролезть 1,5-2 метра. Это была лежачка, и я довольно уверенно стоял на ногах, когда потянулся к следующей зацепке. Я слабо помню само падение, по большей части то, что все происходило быстрее, чем я мог понять, и что внезапно я оказался в 8 метрах ниже того места, где был, и что с моей лодыжкой случилось что-то плохое.


Что привело к срыву и почему в результате я сломал голень?
1. Нехватка опыта ― в этой поездке я впервые лазил с нижней вне зала. Лазание на скалах мало напоминает лазание в зале. Мне кажется, что два этих занятия должны называться по-разному. И перед самым падением я был довольно самоуверенным. Вот что я думал: “Это лежачка, значит должно быть просто”. Но есть 8b+ по лежачке, точно так же, как и 5-ки по нависанию. Категория сложности и уровень наклона скалы никак не связаны. И я научился отличать лежачки от более сильного наклона именно риском травм, так как у вас есть намного больше всего, обо что можно удариться при срыве на лежачке. Я научился этому на горьком опыте, хотя это всего лишь базовый принцип лазания на скалах.
“Пробивка здесь довольно редкая, поэтому лазание должно быть простым”. Точно так же, как и ранее ― это пример моих мыслей. Вместо того чтобы думать: “Я уже давно не вщелкивался, поэтому рискую сильно сорваться”, я наивно полагал: “Пробивщики должно быть знали, что здесь уже легко, поэтому пробили реже”. Учитывая, что я был абсолютным новичком, у меня не было особых оснований полагать так, кроме 1-2 случаев на других маршрутах. Не стоит ничего воспринимать как данность на незнакомых маршрутах.
“Никогда не говори: держи”. Джейк купил гайдбук, написанный техасским ковбоем-идиотом, который закончил свои основные тезисы о лазании в каньоне именно этими словами, которые я воспринял всерьез: продолжай лезть, пока не пролезешь или не забьешься и не сорвешься. Был момент сразу же после того, как я прощелкнул оттяжку, на которой затем сорвался, когда у меня возникли мысли: “Я так устал, мне стоит наверно отдохнуть немного, чтобы долезть. Ага, тот парень сказал так не делать. Я скалолаз-мачо. Я смогу с этим справиться”. Если нужно, просите вас закрепить. Отдыхайте, когда нужно. Особенно, если вы новичок, и не знаете толком, что делаете.
2. Топография. Еще одним важным фактором было то, что как и 6-я, 7-я веревка идет за угол, что ограничивает угол обзора для страхующего. На мультипитче сложно протравить, даже когда вы видите напарника. Когда вы не можете видеть напарника, особое значение приобретает коммуникация, которая позволяет повысить бдительность на обоих концах веревки.
3. Подготовка. Лазание мультипитчей — это альпинизм, а не длинный день в зале. День был ветреный, и маршрут накрывала тень. После двух длинных страховок на станции я замерз. Я взял с собой ветровку, но она была в рюкзаке Джека во время лазания, и у меня не было достаточно теплой одежды, чтобы я мог согреться, когда я все же надел ветровку. Замерзшие мышцы, как и мозги, не очень хорошо работают. Берите с собой запасную одежду, еду и воду, а также убедитесь, что это все будет вам доступно.
Мы с Джеком вышли из лагеря, думая сразу о нескольких маршрутах и только в последнюю минуту решили полезть Space Boyz, о котором я ничего не знал и имел только приблизительное представление о категории сложности каждой веревки после быстрого изучения гайдбука Джека. Под “приблизительным” я имею в виду, что я не правильно помнил категорию веревки, на которой лидировал и сорвался. Я думал, что это 5b, а не 6b/b+, как это указано в гайде. Возможно, у меня не было бы таких самоуверенных мыслей или желания лидировать, если бы я знал, с чем на самом деле имею дело. Изучайте информацию, если есть возможность.
Лазание мультипитчей на скалах имеет мало общего с лазанием в зале. Погружайтесь в это занятие постепенно. Осваивайте технические аспекты (прощелкивание, организацию станций) на более легких маршрутах, на которых сможете фокусироваться на чем-то одном за раз. Изучите риски, присущие лазанию на скалах, которых нет при лазании в зале. Практикуйте мягкие срывы. Готовьтесь к непредвиденным ситуациям и любой погоде. И ради бога, просите вас закрепить, если вам это нужно.

Эта поездка стала первой для нас в самых разных отношениях: первая совместная большая поездка, чтобы лазить мультипитчи; первая травма в скалолазании, требующая неотложной помощи; первый раз, когда нам пришлось отвоевывать свою веревку у кактусов; первый темаскаль; первый ночной клуб; первый раз в Мексике. Перед нашим отлетом мы решили, что хотим выразить нашу благодарность этому месту. Мы узнали об организации, которая помогает местным детям заниматься скалолазанием и отдали им рюкзак, полный снаряжения. А затем мы собрали в каньоне столько мусора, сколько смогли найти. Когда мы возвращались назад в лагерь за несколько часов до обратного перелета, возле нас остановился красный грузовик, водитель помахал нам рукой, показал на пустой кузов и сказал, что отвезет эти мешки в город вместо нас. 

Источник  
Перевод: annamavka

captcha