Интервью с Яном Хойером

«Упущенный титул Чемпиона мира по боулдерингу в прошлом году стал для меня наиболее фрустрирующим опытом в соревнованиях. Этой зимой я хотел быть уверенным, что сделал все, чтобы не проиграть во второй раз, если когда-нибудь  мне вновь представится такая возможность.

Я старался все делать правильно этой зимой. Во время индивидуальных занятий с Лукасом Биниоссеком (Lukas Biniossek) я тренировался тяжелее и вдумчивее, чем в прошлом году. Я делал свои обычные силовые упражнения и стремился к большему разнообразию во время тренировок. Я добавил немного тренировок для антагонистов, пролез больше ста маршрутов сложности 7а в Фонтенбло прошлой осенью и серьезно поработал над своей гибкостью.

Мне было тяжело в квалификации и полуфинале. Но когда я вышел на маты перед финальными боулдерингами, я чувствовал себя готовым и знал, что справлюсь. Победа Юли меня вдохновила. Немногим удается разделить свои наибольшие достижения с партнером».

Ян Хойер - монстр соревнований по боулдерингу на уровне Кубка Мира, производит сильное впечатление. Будучи выше большинства своих соперников, Ян кажется великаном по сравнению с обычно худыми и жилистыми скалолазами, претендующими на Кубок Мира. Но если вы встретитесь с ним лицом к лицу, то увидите приветливого и хорошо воспитанного молодого человека с лучезарной улыбкой, который удивит вас своим энтузиазмом в скалолазании и  дружелюбной открытостью.

Это интервью посвящено его любви к лазанию на фанере и на скалах. Оно было взято за пару часов до его первой победы на Кубке Мира в Инсбруке.

Ян, ты неплохо поработал на скалах и заработал себе имя, но прошлый год был неплохим также и в соревнованиях. Что ты предпочитаешь?

Мне нравится все, поэтому я участвую в соревнованиях, когда не лазаю на скалах. Я прекрасно понимаю, что  мог бы быть лучшим скалолазом на скалах и смог бы пролезть больше тяжелых боулдерингов, если бы сфокусировался только на этом. И, вероятно, я бы мог выступать лучше на соревнованиях, если бы оставил скалы и только бы готовился к соревнованиям, но меня очень мотивирует заниматься обоими направлениями. Вне сезона мне действительно очень нравится лазить на камнях как можно больше, не смотря на то, что мне нужно сократить подготовку к первому этапу Кубка Мира.

Как ты думаешь, тебе помогает готовиться к Кубку Мира прохождение тяжелых боулдерингов, или все это настолько отличается, что даже не имеет общих точек?

Я думаю, что важно лазить боулдеринг также на камнях, чтобы стать лучшим скалолазом, но я бы больше тренировался в зале, если бы полностью сконцентрировался на соревнованиях.

Удо мне рассказывал об инерции и о движениях. Можно ли тренироваться для этого на скалах?

Нет, не думаю, для этого нужно тренироваться в зале. Мне нравится ментальная сторона скалолазных соревнований. Я думаю, что если бы я лазил только на скалах, мне бы иногда становилось скучно, потому что на скалах все дело в том, чтобы найти новый вдохновляющий проект. Работая над ним, вы думаете: «Возможно ли это для меня, способен ли я сделать это?» Но спустя всего несколько минут, вы знаете, что сейчас вы уже можете сделать все движения, и вопрос только в том, чтобы связать их вместе. Теперь остается только физическая часть, и вы уже достаточно уверены в том, что можете сделать это...

 

Поэтому я люблю соревнования, в которых все совершенно по-другому.

На соревнованиях вы ничего не знаете, пока не окажетесь перед боулдрингом, и после этого у вас есть всего 4 минуты. Вы можете быть уверены в том, что достаточно сильны для каждого боулдеринга, потому что вряд ли в финал попадет кто-то, кто не в состоянии пролезть боулдеринг 8b или 8b+. И это еще одна большая часть соревнований.

Итак, ты говоришь, что они дополняют друг друга, но тренироваться нужно и для скал и для соревнований?

Да. Все, кого я знаю, лазят на скалах, потому что это весело. Я думаю, что я такой сильный, как сейчас, потому что у меня есть мотивация для многих целей, и это только благодаря скалам. В школе я почти всегда тренировался в зале для проектов на скалах или для соревнований.

В прошлом году ты пролез линию Налле Off the Wagon. Были у тебя тяжелые прохождения за пределами Европы? Ты много путешествовал по миру?

В этом году у меня была только одна неделя в Швейцарии и, может, пару недель в Фонтенбло, так что не так уж и много я провел на скалах в этом году. Но в прошлом году я больше путешествовал, съездил в Рокландс и другие скальные районы.

Ты путешествуешь по всему миру в классические районы. Ты считаешь себя профессиональным скалолазом?

Да, в прошлом году я закончил школу и взял год перерыва до начала нового обучения.

Пару лет назад в одном из фильмов Джерри Моффат смотрел соревнования и сказал, что тяжелые болдеринги, которые он пролез, значат больше, чем результаты соревнований, в которых он участвовал. Если сравнивать твои лучшие результаты на соревнованиях в этом году, как они измеряются по сравнению с твоими достижениями на скалах? (Вопрос был задан до его первой победы в Инсбруке.)

Это сложно. Для всех по-разному. Я могу представить себя через несколько лет уверенным в своих победах на соревнованиях. Я думаю, что я буду рад тому, чего я достиг. Это счастье не от одного события, потому что иногда ощущения могут быть такими разными. Как, например, если бы я еще один раз соскользнул в квалификации, я бы  выбыл из игры, если бы я лез быстрее, я бы был на 10 позиций выше, но... В конце концов, я думаю, все имеет значение.

 

Что для тебя значат соревнования в боулдеринге? На что ты будешь оглядываться?

Моя цель -  быть частью соревнований. Вы всегда встречаете одних и тех же друзей и соперников на всех этапах Кубка Мира.

Сейчас, когда ты тренируешься как профессиональный скалолаз, ты занимаешься чем-то еще? Я слышал, что у тебя неплохо получается баскетбол.

(Смеется.) Да, я люблю играть в баскетбол ради удовольствия. Я знаю, что для скалолазания может быть полезным бег или велосипед, но если мне это не интересно, мне становится скучно, и я не могу этим заниматься. Хотя я знаю, что это могло бы быть полезным...

Ты сейчас, вероятно, самый крупный из участников, но это не имеет значения, так как это все мускулы, правильно? Сколько ты весишь?

Я также, наверно, и самый толстый! (Смеется.) Я думаю, что я на 10 кг тяжелее самого тяжелого скалолаза, выступающего на соревнованиях сейчас. Я вешу 80 кг!

Может через 10 лет после нескольких баночек пива тебе придется начать бегать!

Именно поэтому я перестал лазить сложность.

Если кто-то из молодых и начинающих скалолазов спросит тебя, как ему стать лучше, что ты ответишь?

Просто много лазьте на скалах. Делайте как можно больше и сохраняйте мотивацию. Я думаю, что намного хуже угробить свои пальцы упражнениями на кампусборде, будучи слишком юным. Становитесь лучшим скалолазом, и достаточно скоро вы станете сильным.

 

Источник: The Circuit #1 и 8a.nu

Перевод: annamavka 

captcha