Некоторые психологические аспекты подготовки к горам


Текст и фото: Александр Парфёнов



1.     «У меня больше «катит» скалолазание, поэтому я буду регулярно ходить на скалодром, забивая на беговые тренировки, - всё это можно догнать за месяц. Если ваша цель - крымские маршруты, то вы правы, отчасти. Но даже там потребуется выносливость, которую иначе как длительными аэробными тренировками не развить.

Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом. Сейчас самые сильные восхождения совершаются в высотно-техническом классе, так сказать в абсолютке, где от человека требуется максимально полное развитие как спортсмена: он должен хорошо, выносливо работать при недостатке кислорода и низком давлении, уметь лазить в ботинках, в кошках, цепляясь ледовыми инструментами, да ещё и с весом 15-20 кг за плечами и как вишенка, - тонкая корка натечного льда!

Рост количества митохондрий, рост ударного объёма сердца, происходят постоянно, показатель максимального ЧСС тоже меняется и может не только расти, но и ухудшаться. Нельзя стать выносливым за 2-3 недели, нельзя натренироваться в детстве на всю жизнь.

В 2009 году я поехал закрывать 3й разряд в Ала-Арчу. Подзабил на беговые тренировки, тогда «катило» скалолазание. За 4 часа я кое-как добрался до хижины Рацека (3200 м), останавливаясь последние 200 метров по вертикали сначала каждые 40 шагов, потом 20, потом 10. Зашёл, сел, опершись на ледоруб, и меня стошнило. С тех пор я бегаю вот уже 15 лет с перерывами только на горы и периоды болезни и могу позволить себе зайти на Рацека за 2,5 часа с экспедиционным грузом, практически не испытывая дискомфорта. А как вам больше нравится?

2. Ледолазание - это скучно, я лажу на скалах 8а, поэтому лёд меня ничем не удивит. Одного выезда в год достаточно, чтобы вспомнить, как держать инструменты.

В корне неверное утверждение. Я знаю много скалолазов высокого уровня, альпинистов, испещренных мастерскими регалиями, которые лезут по льду ...почти никак.

Да, научиться лазить лёд до 60-70 градусов можно за один-два дня, если ты имеешь хорошую физическую подготовку. Именно этот уровень требуется для большинства «лопат», «сосулек» и галстуков классических 5А и 5Б в альпинистских районах. Но, во-первых, 5А и 5Б это не ледолазание, а пройти «речку» в 14 веревок за 15 часов вверх - совсем не подвиг.

Этой зимой на Аксу мне встретилась перемороженная речка, выродившаяся в тонкую гудящую корку, продираясь по которой нельзя было нагрузить ни одну из точек опоры.

Я лазаю лёд вот уже 15 лет, но не считаю, что в совершенстве постиг эту науку. Самые сложные водопадные маршруты, точнее участки, которые я ходил - Wi5-6, а шкала простирается до Wi8. Большинство из того, что мы привыкли лазить, не дотягивает до Wi4.

3.     Я курю, выпиваю и мне хватает «дыхалки» передвигаться не хуже остальных членов команды, в том числе и на высотных маршрутах.

Был у меня товарищ, который хвастался, что пьёт, курит и всегда лазит 7а. Потом, через некоторое время он стал хвастаться, что всегда лазит 6с. А как-то недавно он сказал, что эта 5с для него слишком. Если ваша цель развитие, а не деградация, не ищите себе оправданий, улучшайте свою форму и цените свои достижения. Большинство сильных альпинистов, которых мы знаем, были умерены в еде, алкоголе и фанатичны в тренировках: Анатолий Букреев, Валерий Хрищатый. Профессиональные спортсмены в других видах спорта, например, в скалолазании, чтобы достичь результатов, вообще живут по расписанию.

Кроме того, надо понимать, что сейчас практически нет по-настоящему сильных команд, состоящих из профессионалов, а, следовательно, нет и конкуренции между ними. Поэтому сложно оценить реальный уровень высокоорганизованного, конкурентного коллектива альпинистов. Например, тех команд, что участвовали в Чемпионатах Союза. До сих пор их скорости, сложность и стиль прохождения маршрутов, задают очень высокую планку.

4. После срыва обязательно нужно сменить лидера, потому что страшно и вообще устал. Дело в том, что любая неудача, если её не исправить как оценку в школе, закрепится в сознании в форме опыта, навыка: «это у меня не получается» или «это ни к чему хорошему не приведёт».

Один мой товарищ перестал лазить с нижней после глубокого срыва на соревнованиях в подростковом возрасте. Но заниматься альпинизмом не перестал и на предложение полезть первым всегда отвечал: «Я как-то полетал, теперь боюсь».

Если вы хотите справиться с боязнью высоты, хотите и дальше лидировать на маршрутах, не испытывая психологического блока, нужно отдышаться, собраться с мыслями и не спеша продолжить лазание. В этом случае вы выйдете из ситуации победителем, а негативный опыт вскоре забудется. Однако нужно помнить, что безопасность прежде всего. Если вы не можете справиться с дрожью в руках и ногах, не контролируете эмоции, вы не можете лезть. И здесь нужно действительно устроить длительный отдых, дать себе успокоиться либо сменить лидера.

5. Ситуация, в которую вы попадаете уже во второй раз, уже не кажется вам такой экстремальной.

В 2016 году на весенних сборах в Туве мы с напарником попали в непогоду: дождь, переходящий в мокрый снег. Уже после первой веревки Влад был покрыт ледовой коркой от шапки до горных ботинок, не исключая лица. Поскольку во второй половине дня мы должны были долезть до полки, где нас ждала запланированная ночёвка, мы продолжили восхождение, не смотря на погоду. Команда, двигавшаяся по соседству, получила обморожения и восхождение закончилось спасработами.

Летом того же года мы столкнулись с такими же условиями на третий день первопрохождения 6Б на Кызыл-Аскер: весь день по стене текла вода, а когда солнце зашло за соседний хребет, у нас обледенело всё: веревки, камы, усы самостраховки, мы сами. Было тяжело, но я уже был готов к этому, а напарники были в разы опытнее меня. И даже не знаю, хватило бы мне присутствия духа не спасовать, столкнувшись с подобными условиями впервые на стене почти 6000ка.

6. Обязательно участвуйте в соревнованиях. Очень трудно себя заставить так выложиться, физически и психологически, как во время сорев. Воля к победе свойственна большинству людей, даже не слишком замотивированных. Попробуйте и увидите, - у вас обязательно проснётся азарт, кураж.

Когда Аркаша убедил меня впервые поучаствовать в Trad-conteste в 2014 году, я не представлял, как можно лазить 6в-6с со своими точками и испытывал постоянный страх. Страх того, что точка вылетит при срыве, что не успею поставить кам, до того, как «забьются» руки, что не будет подходящего места под точку ближайшие n метров. На второй день соревнований, после нескольких срывов, в последние 10 минут, я выгреб с забитыми руками четвёртую 6с, оставив последнюю точку в 8 метрах под собой.

Также, соревнования позволяют оценить свой объективный уровень. Замыкаясь в рамках области, клуба, компании, можно столкнуться с той же проблемой, с которой сталкивались племена древних людей, добровольно или вынужденно оказавшись изолированными от сородичей, это приводило к застою и вырождению.

Оказавшись впервые в 2014 году на чемпионате России, я был поражён, насколько мой уровень ниже, чем у ряда спортсменов, хотя для нашей области я был очень даже ничего. Второе, что бросилось в глаза - это обилие техник. Разные техники жумаринга, разная работа с баулом, различные способы осуществления страховки. Тактики тоже разные. После этого выезда я получил исчерпывающую информацию о своих слабых местах и нашёл, что нужно «подтянуть». Через год мы с командой выступили уже гораздо лучше и заняли 3е место.

7. Участвуйте в школах и мастер-классах. 

В условиях, когда клубная деятельность практически рухнула, в некоторых регионах это порой единственный способ учиться у более опытных товарищей. Причём обучение будет происходить не между делом, типа «успел заметить - твое», а целенаправленно, по отработанной методике. Не все мастер-классы одинаково полезны. Некоторые даже не полезны совсем. Но у вас есть возможность выбрать, поговорить с товарищами, которые уже были на каком-то мероприятии. Главное, поверяйте эффективность программы обучения по принципу «хотел научиться 1), 2), 3) - узнал 1), 2), 3). Потому что есть ряд слабых коучей, для которых велик соблазн скопировать официальную программу обучения ФАР, и вы снова и снова будете заниматься макраме с узлом Пруссика.

Решив однажды поучаствовать в красноярской Школе ИТО, я тем самым определил свой вектор развития в альпинизме на десятилетие: отточил навыки ИТО, познакомился с красноярской одновременной техникой, которая повышает скорость передвижения связки на рельефе в 1,5-2 раза, обзавёлся кучей друзей и напарников. После этого я ещё несколько раз приезжал в рамках школы, а после начал ездить лазить так, за компанию, чтобы оттачивать навыки.

8. Не стесняйтесь первым заводить знакомства с целью найти напарника. Под лежачий камень вода не течет. Возможно, кому-то тоже не хватает компании для осуществления амбициозных планов. Помните, жизнь коротка, время работает против вас и потом будет обидно за свою нерешительность на пути к вашей Вершине. Есть масса других объективных препятствий: камнепады, плохая погода, революции, работа. В 2015 году после чемпионата я подошёл к команде, к парням, последние восхождения которых меня впечатлили, и предложил объединить усилия на каком-нибудь интересном проекте. Парни не сказали ни да ни нет, но спустя 2-3 месяца, осенью, мы списались и начали готовиться к прохождению новой нитки в ущелье Сабах. Получилось красивое, стильное восхождение.

 

 

Надеюсь, чем-то вам помог и до встречи в Горах!

 

 

 

captcha