Патагония, Фитц Рой и всё такое...

Текст и фото: Андрей Нефёдов

Часть 1: Supercanaleta - 1600m 5+

По гравийной дороге в сторону озера Электрико едет машина, в окнах которой можно увидеть смуглого водителя и три не выспавшиеся белые рожи, жадно разглядывающие окружающий пейзаж. Сзади сидит человек с полной кастрюлей чечевицы в руках – это я. Остальные двое – мои друзья: Костя и Глеб. Мы только вчера приехали в Чалтен и еще не успели отдохнуть с долгой дороги, но уже едем к месту, откуда начинается подъем под Фитц Рой с западной стороны. А чечевица в моих руках - наш завтрак, который из-за поспешных сборов мы не успели съесть «дома».

К вечеру мы оказываемся в непосредственной близости от начала нашего маршрута. Небо постепенно растягивает, а ветер загоняет нас под камень, где мы ставим палатку и, поужинав, моментально засыпаем.

На утро нас ждет отличная погода. Взяв тяпки в руки мы начинаем лезть вверх. Первые сотни метров движемся без страховки, пока не начинают появляться более крутые и открытые участки льда. Настоящие перцы и дальше лезут не страхуясь, но мы то скалолазы! Я, например, по льду не лазал много лет. А когда лазал, то… эх, до сих пор вспоминаю те 60 метров «полета» на Свободной Корее. Но это хоть какой-то опыт. Парни вообще ко льду прикоснулись один раз, когда по пути в Кировск заехали на финскую сосульку. Хорошо, что хоть в драйтулинге мы успели попрактиковаться. Даже слазали на Бастион Вудъявра в Хибинах.

В какой-то момент Костя начинает все чаще останавливаться, прижимаясь всем телом к склону. Думаю что все, не осталось у парня сил. А он, оказывается, снег жрет. На нашу акклиматизацию и усталость с дороги накладывается еще и обезвоживание. Вчера мы случайно пробили нашу бутылку камнем и остались без емкости для воды. Все это сильно снижает наш темп и ночь застает нас примерно в трех веревках от гребня.

Ночью я проснулся от сильного гула, который быстро приближался к нашей палатке. Это был ветер, который долетел до нас через пару секунд после того, как я его услышал. В своем сонном состоянии я даже испугался за то, как бы нас не сдуло с нашей маленькой полочки. Висеть на стене в перевернутой палатке не самое приятное дело. Дождавшись утра и выглянув на улицу, мы поняли, что нам надо как можно быстрее отсюда линять. Ветер дует так сильно, что снег не просто падает на тебя, а больно бьет по лицу. И спрятаться от него некуда - он отражается от скал и льда и, получается, что дует со всех сторон. На пути вниз встречаем двух американцев, которые начали лезть накануне вечером и к утру практически догнали нас. Как выяснилось позже, один из них был Чадом Келлогом, погибшим на Фитц Рое в ночь с 14 на 15 февраля. Земля ему пухом.

В этот день мы успеваем спуститься до долины к лесу и реке, где и останавливаемся на ночевку. Теперь у нас есть пачка макарон и неограниченный доступ к воде. Наутро мы выглядим как вышедшие из месячного запоя «туристы».

Из переписки с женой:

Настроение отличное! Когда ты долго летишь и едешь, потом мало спишь и на следующий день идешь 9 часов с рюкзаком в гору, снова немного спишь и 18 часов лезешь вверх, снова спишь и потом 15 часов спускаешься вниз, 8 из которых дюльферяешь в пургу, снова спишь в лесу, и все это с оооочень маленьким количеством еды и воды и тут попадаешь в деревню, где есть все и даже хорошая погода, то настроение становиться просто замечательным! :)

Часть 2: Mate, Porro y Todo lo Demas - 1300м 6с

После нашей стремительной вылазки на Суперканалету мы впали в режим ожидания. Прогноз погоды не предвещал ничего хорошего, и ближайшие 10 дней мы провели внизу. Мы гуляли, лазали на местных скалах и конечно же отъедались. У меня наконец таки появилось время почитать книгу и я с головой погрузился в историю о братьях Карамазовых.

Следующее погодное окно обещало быть очень длинным. Скорее всего самым длинным в этом сезоне - нам повезло! Долго проспорив о том, как и куда нам лезть, мы остановились на маршруте "Мате, марихуанна и все такое". Так как некоторые из нас считали, что пролезть несколько маршрутов в это окно мы не успеем, было решено использовать все время на одно восхождение. Мы даже потратили один день хорошей погоды на то, чтобы дать трещинам оттаять ото льда. Благодаря этому мы разбили подход к маршруту на 2 дня и перед стартом были свежими и бодрыми.

Далее я опять прибегну к переписке с моей женой, ведь написать живее чем тогда я, пожалуй, не смогу:

Вот и пришло время для моего рассказа о прошедших днях. Так как я совсем не знаю с чего начать, буду писать все вперемешку. Прямо так, как крутиться в моей голове.

Самое яркое впечатление - это вечер второго дня. Только что стемнело, я стою на небольшой полочке и смотрю на уходящую вверх и залитую льдом косую трещину. Руки в ней сразу намокают и норовят выскользнуть, а засунуть их поглубже не позволяет лед. Я уже попробовал по ней лезть, но отступил назад из-за начавшей выскальзывать руки. Трещина эта уходит метров на 15 вверх, а камалоты подходящих размеров давно кончились. Лезть без страховки (вернее со страховкой, но такой, что будет очень долгое и больное падение) страшно, но это самый быстрый способ оказаться наверху. А время не терпит. Стою, собираюсь с духом и одеваю на голову фонарь. Снизу, с вершины пальца Горетты, кричат знакомые аргентинцы: "Come on, Russia!". Поворачиваюсь и смотрю на смотрящие на меня фонари. На вершине пальца за мной наблюдают 7 человек: Лукас, Габриэль, Бен, Питер и три незнакомца. Им предстоит лезть этот хэдволл завтрашним утром, а мне прямо сейчас. Приободрившись и успокоившись начинаю ползти, стараясь каждое движение делать максимально надежным. Несколько напряженных минут и я на огромной полке. Дальше остаются всего две простых веревки до "крыши". Главные трудности позади.

Каждую ночь нашего приключения освещает невероятно яркая и полная луна. Свет от нее такой, что тени от нас получаются почти такие же сильные, как при закатном солнце. Под этой луной мы и оказываемся на вершине. Где-то в стороне виднеется Сьерра Торре и горит огнями Чалтен. Ощущения на вершине магическое. Я даже рад что мы попали туда именно ночью. Днем все не так, все более обычно.

Побродив немного по верхам в попытках понять, куда нам спускаться (боялись что можем проснуться с утра в непогоду и заблудиться), легли спать. В этот раз мы нашли почти идеальную площадку прямо под вершинным камнем. Немного поработав над ней, мы получили ровное, защищенное от ветра пространство, где смогли лечь втроем (плотно прижавшись друг к другу и только на боку) в два спаренных спальника и, не смотря на тесноту и неудобство, моментально отключились, так и пролежав до утра. Ну а дальше спуск, спуск и еще раз спуск. Несколько красивых и впечатляющих дюльферов, пара смешных моментов с итальяно-швейцарской командой и долгий поход по ужасному леднику, на котором через шаг проваливаешься в снег то по колено, то по пояс. И все это в кроссовках, которые моментально промокли и впитали в себя ледяной воды.

Классно было стоять в магазине с полной корзиной еды, слушать испанскую музыку и смотреть как в дверь входит отставший от нас по пути в Чалтен Глеб. Смотрит на нас сумасшедшим взглядом и говорит: "Я знал где вас искать".

Помню, как трудно мне было в первый день лезть с рюкзаком и огромной пенкой, привязанной к нему, по внутренним углам. Рюкзак не давал возможности нормально распереться или упереться спиной в скалу. На первых пяти участках я устал и потерял сил больше, чем за все остальное восхождение. Но зато все пролез лазанием. Так куда интереснее, чем жумарить.

Было приятно лезть в компании англичан и аргентинцев. Последние спасли нас своим джет-бойлом, на котором мы готовили себе ужин и завтрак на первой ночевке. Наш джет канул в небытие в самом начале маршрута, выпав из рук Глеба, который далее выронил и свое реверсо...

Здорово было съесть на утро третьего дня по маленькому сникерсу из Белоруссии, которые оставил нам Виталик, а мы ему пообещали съесть их на вершине. Обещание исполнили. Кстати, это оказалась наша единственная еда в тот день. Хотя нет, еще мы съели один сухой бомж-пакет на троих, когда спустились к озеру. Ну и ночью объелись, когда добрались до магазина.

Все время было очень красиво. Каждый день невероятные рассветы и закаты. Днем яркое солнце, что лезть можно было в футболке. Все выглядело так, будто я смотрю крутые глянцевые фотографии в крутом альпинистском журнале. Патагония очень красивая!

Утром второго дня начался ветер. Пока мы лежали в спальнике нас посетили пессимистичные мысли о том, что все может произойти как на Суперканалете и мы вынуждены будем спускаться вниз, так и не достигнув вершины.

Второе сомнение и страх были когда мы вылезли на вершину пальца и увидели хэдволл - серый, мокрый, обледенелый, страшный и вертикальный. Испугались его все, но когда начали лезть, страх отошел. Самой мерзкой оказалась первая веревка, на которой полностью промок Костя. Ему достались обледенелые скалы по которым текла река. Потом я его заменил и достаточно шустро пролез еще метров 200, пока мы снова не поменялись, чтобы Костян вывел нас на вершину по снегу и льду. В целях облегчения мы взяли только одни ботинки, одни кошки и одну пару инструментов. Ботинки были на нем, поэтому он и шел первым. А мы скользили за ним в своих кроссовках, держась руками за веревку.

В остальном все было как всегда: лезли, выбирали веревку, ругались на рюкзаки и делились впечатлениями от пройденных участков. В общем, получали свое странное и необычное удовольствие.

Нитки маршрутов:

Часть 3: Путешествие

Отдохнув после восхождения и совершив вылазку под начало маршрута, с целью спасения вещей оставленных нами в основании стены, мы решили отправиться в небольшое путешествие по Аргентине. В жертву этому путешествию мы принесли небольшое погодное окно, которое должно было наступить через 4 дня.

Добравшись до Эль Калафата мы взяли в аренду старенький Фольксваген и поехали к океану, смотреть на пингвинов в их естественной среде обитания.

Проведя 6 дней в дороге мы хорошо усвоили то, что Патагония это в первую очередь равнины, по которым носится бесчисленное количество лам, страусов, зайцев и прочей живности, а не горы, как кажется нам, альпинистам. Всего мы проехали 1800 км, большую часть из которых по гравийным дорогам, которые жутко coтрясfли нас и наши мысли. Мы увидели Атлантический океан и даже заночевали не его берегу. Видели тысячи пингвинов, которые ходили не по льдам Антарктиды, а по галечному пляжу и сухим кустам. Познакомились и сдружились с одним из них. Заехали в Торрес Дель Пейн, где за все надо платить, и ужаснулись тому, как там все заточено под трекеров - мы мылись в горячем душе посреди леса! Это все, конечно, сильно убивает ощущение единения с природой... Еще мы побывали на красивом леднике Perito Moreno и послушали национальную музыку на большом концерте в честь дня рождения Эль Калафата. В общем, время до нашего вылета мы провели с пользой. Хотя первые дни нам было тяжело. Непростое это дело превратить команду альпинистов в клуб туристов фотолюбителей. =)