Столпы земли

Тысячелетиями Метеоры в Греции своими мистическими формациями в равной мере привлекали отшельников, пастухов и скалолазов.

На фотографии Иро Гиока (Iro Gioka) и Панайотис Теодору (Panagiotis Theodorou) лезут на впечатляющей башне Святого духа 9-веревочный 250-метровый маршрут Столп Снов (Pillars of the Dreams, 5c), проложенным Хайнсом Лотаром Штутте (Heinz Lothar Stutte) и Хельмутом Мэгдефрау (Helmut Mägdefrau) в 1981 году. Деревянные скобы и настилы справа от них были установлены монахом-отшельником, жившем в этой пещере в IX веке --подальше от мира под ним и поближе к небесам и богу над ним. Столетиями Метеору населяли отшельники, уязвимые всем стихиям и выживающие за счет еды, воды и одежды, которую им в виде подаяний подносили местные пастухи. Сложно себе представить, как более тысячелетия назад босоногие монахи поднимались на эти вершины только благодаря вере. Фактически, Дитрих Хассе (Dietrich Hasse), один из первых современных скалолазов Метеоры, который обнаружил остатки деревянных конструкций высоко в щелях, считал это место колыбелью свободного скалолазания, где это искусство культивировалось за сотни, если не за тысячи лет до появления скалолазания в других местах.

Первые современные скалолазы в Метеорах -- легендарный немецкий скалолаз и физиолог Дитрих Хассе и фотограф и альпинист Хайнц Лотар Штутте -- приехали сюда в начале 1970-х после того, как Хассе увидел скалы в рекламе сигарет. Взращенные на вертикалях скал из песчаника Саксонской Швейцарии, что возле Дрездена, где маршруты согласно указаниям лезлись снизу вверх, часто босыми ногами и со страховкой на узлах и случайных шлямбурах, Штутте и Хассе чувствовали себя как дома на головокружительных стенах Метеоры. Опираясь на свою жесткую этику минимализма, эта пара, которую вскоре стали называть отцами скалолазания в Метеорах, проложила здесь многочисленные маршруты. Лазя в кожаных плотных ботинках и пробивая шлямбуры только там, где без этого было никак не обойтись, они смогли добавить Метеору на скалолазную карту мира.

"Нельзя переоценить значение опыта альпинизма и наличия исключительно качественного снаряжения для прохождения большей части маршрутов. Любые попытки лазить здесь без соблюдения этих требований будут проявлением безответственности и могут даже стать фатальными".

Так написал Хассе в своей книге 1984 года о Метеорах. И до сих пор тут можно встретить большие пролеты или заблудиться среди моря выступающих булыжников, но все же большая часть из почти 1000 маршрутов хорошо пробиты, и чем сложнее маршрут, тем чаще на нем встречаются шлямбура.

Метеоры с 1989 года относятся ко всемирному наследию ЮНЕСКО. Эта святыня расположилась у подножия горной системы Пинд, самой крупной в Греции. Мистический, почти сюрреалистический пейзаж, который многие века вдохновлял творцов, писателей и романтиков, получил из уст монаха и писателя Теотехни (Theotechni) название "Каменный лес". Он жил на вершине одной из 170 скальных башен, похожих на окаменевших великанов, на высоте около 300 метров. Сегодня на вершинах скал гнездятся 24 монастыря, построенных, невзирая на ужасающие сложности во время возрождения отшельничества в 14 столетии, и 6 из них функционируют до сих пор. Когда Штутте и Хассе впервые начали тут лазить, они согласились с требованием духовенства не лазить по монастырским скалам, и это соглашение соблюдается до сих пор.

"До последнего столетия попасть в монастыри Метеоры можно было только рискуя конечностями или собственной жизнью, -- писал Теотехники. -- Ради того, чтобы добраться до одного из удаленных мест для молитв в уединении, необходимо было выбрать между Сциллой и Харибдой. То есть выбор происходил между подвесной сетью, которую тянули вверх при помощи веревок, или несколькими веревочными лестницами, которые представляли собой деревянные планки между подвешенными цепями. Люди, сидевшие в сетях, закрывали глаза, закусывали губы и возносили к небу молитвы, чтобы уцелеть. Веревочные лестницы, с другой стороны, требовали определенных акробатических навыков. Поэтому я убежден, что только очень смелые, или глубоко верующие люди, или люди с ясным сознанием могли добровольно согласиться выполнить эти акробатические трюки над пропастью, похожей на раскрытую пасть чудовища.

"Закат как раз набросил золотистую вуаль на сюрреалистический пейзаж, когда я оказалась в Метеорах, чтобы приобщиться к их мистичности и божественности и найти вдохновение в пении птиц и отзвуке монастырских колоколов. -- делится фотограф Анна Ойконому (Anna Oikonomou). -- Вечером того же дня, когда я шла назад к машине, я заметила двух старцев, сидевших на вершине скалы, их посохи лежали рядом. Дитрих Хассе и Лотар Штутте, которым сейчас за 80, были одеты в шерстяные свитера и смотрели на башни, без сомнения наблюдая за одним из приключений 50-летней давности. Я была впечатлена его обезоруживающей улыбкой и силой иссушенных рук. Но именно глаза произвели на меня самое сильное впечатление. Острый и ясный взгляд, в котором отражался мир вертикалей, столь сильно им любимый, где все началось".

Автор текста и фотографий, Анна Ойконому, выросла в центральной Греции.

Перевод: annamavka

 

 

captcha