Игры, в которые играют скалолазы

 

Lito Tejada-Flores

Реальность - это очевидное отсутствие противоречий.

Луи Арагон "Le Paysan de Paris"

 

1

То, что я хочу предложить в этой статье, не новый ответ на главный риторический вопрос "Что такое скалолазание?", а новый способ думать и говорить о  нем. Скалолазание - неоднородный спорт, а коллекция разных связанных активностей, у каждой из которых есть свои адепты, особенности рельефа, проблемы и чувство удовлетворения, свои правила. Таким образом, я предлагаю рассматривать альпинизм в качестве иерархии игр в скалолазании/альпинизме, каждая из которых имеет свой набор правил и соответствующее игровое поле.

Кажется, что слово игра придает некоторый налет искусственности, чуждый тому, что мы действительно чувствуем во время лазания. Привлекательность больших стен, прежде всего, служит игрой в "удержание" для тех, кто их лезет. В отличие от игроков в бридж, скалолаз не может положить карты на стол и пойти домой. Но это не значит, что скалолазание и альпинизм в меньшей степени игра. Несмотря на то, что действия игрока имеют реальные и длительные последствия, решение начать игру такое же бескорыстное и бесполезное, как и решение начать игру в шахматы. На самом деле, очевидно, ведь нет никакой необходимости заниматься скалолазанием или альпинизмом, поэтому мы можем описать их как игру.

Препятствия, которые необходимо преодолеть, чтобы добраться до вершины Indian Rock в Беркли или Hand в национальном парке Пинаклс не идут ни в какое сравнение с теми, которые встретятся вам на Западной стене Sentinel Rock в Йосемити или Северной стене Эйгера. И личное удовлетворение скалолаза или альпиниста, сумевшего решить эти проблемы, едва ли может быть одинаковым. В результате, появилась система проблем разной сложности, чтобы уравнять внутренний вызов и поддерживать ощущение достижений у скалолазов и альпинистов на высоком уровне в каждой подобной ситуации. Система проблем разной сложности нашла выражение в правилах разных игр скалолазов и альпинистов.

Важно в самом начале понять, что несмотря на то, что эти правила имеют негативную формулировку, их цель позитивная. Они представляют собой всего лишь набор "не": не использовать перила, страховку, крючья, закладки и пр. Цель этих негативных правил в своей сути защитная или консервативная. Они разработаны для сохранения чувства личного (морального) удовлетворения скалолаза и альпиниста в противовес бессмысленности успеха, который представлял бы собой исключительно технологическую победу.

Давайте возьмем в качестве примера самую сложную игру в иерархии скалолазания - боулдеринг. Она сложная по определению, потому что у нее больше правил, чем в любой другой скалолазной и альпинистской игре; ее правила запрещают почти все - веревки, крючья или страховку. Все, что остается - человек, стоящий перед скалолазной проблемой. (Следует отметить, что лазание с верхней страховкой относится к практике, которая используется для тренировки в любых скалолазных и альпинистских играх). Но почему так много запретов? Только потому, что боулдеринги слишком доступны, они не защищают себя сами в достаточной степени. Например, будет абсурдом пользоваться лестницей, чтобы забраться на вершину камня в Фонтенбло, но использование этой лестницы, чтобы перекинуть мост через трещины ледопада Кхумбу будет понятным, потому что Эверест защитил себя так хорошо, что эта лестница не может никаким образом гарантировать успех. Это основной принцип препятствий, которые применяются для поддержания степени неуверенности в окончательном исходе, и из этой неуверенности берут начало дух приключений и личное удовлетворение в скалолазании и альпинизме.

В общих чертах я выделил целый спектр игр в скалолазании и альпинизме, выстроенных по уровню сложности (или количеству) их правил. Самое высокое место на шкале занимают более недоступные игры со сложными целями, для которых, следовательно, нужно применять меньше ограничений, чтобы сохранить полноту ощущения вызова и удовлетворения, присущего этой игре. На вершине этой иерархии мы найдем игру-экспедицию, которая, хотя и сложная в организации и игре, формально самая простая из всех, потому что практически не имеет ограничений. Использование самолетов и вертолетов с недавнего времени служит примером полного отсутствия правил в игре в экспедицию в чистом виде.

Хотя разные игры возникали по отдельности в силу особых обстоятельств в разных странах, можно выделить следующих 7 видов основных игр в скалолазании и альпинизме.

1. Игра-боулдеринг

Мы уже обсудили боулдеринг, но стоит отметить, что основные правила боулдеринга исключают не только страховщика, но и напарников. Боулдерингист - соло-скалолаз. Когда мы видим соло-лазание любого уровня сложности, мы видим применение правил боулдеринга к какой-то другой игре. Кроме этого, эту игру можно найти в любой стране, где существует скалолазание, хотя количество скалолазов, специализирующихся на ней, относительно небольшое.

2. Игра-скалолазание

Скалолазание как игра в своей первозданной форме, несомненно, достигла наивысшего развития на островах Британии. Ею занимаются на скалах небольшого размера с маршрутами длиной 1-3 веревки. Из-за их ограниченного размера и большого количества свободного времени у скалолазов такие маршруты не столь внушительны, чтобы забираться на них с полным набором альпинистского снаряжения, хотя движения на них могут быть такими же сложными, как и в любой другой игре. Фундаментально данная игра представляет собой свободное лазание с использованием предельно надежной и ограниченной страховки. Не применяются крючья или, в особых случаях, абсолютный минимум. Чистое скалолазание мало где практикуется в США, за исключением национального парка Пинаклс, на скалах которого почти невозможно применять крючья. Хотя здесь есть много мест, например, Шаванганкс, где игра-скалолазание может практиковаться с большей строгостью.

3. Игра-мультипитчи

Эта игра, с которой скалолазы Калифорнии знакомы лучше всего. Она отличается от игры-скалолазания тем, что позволяет использовать полный набор альпинистского снаряжения во время прохождения, также как и ИТО. В эту игру следует играть на высоких, много веревочных маршрутах, длина которых вводит свои временные ограничения на использование механических средств, которые могут применить скалолазы и все еще достичь вершины. Более короткие маршруты стоит рассматривать, как более сложную игру с более строгими правилами.

4. Игра-большие стены

Эта игра практикуется не только на больших стенах Йосемити, но и в Доломитах и др. Она характеризуется большим количеством времени, проведенном на стене, и тем фактом, что каждый участник этого безобразия не должен все время лезть с нижней. (Например, разные скалолазы могут жумарить с грузом в разные дни, но все равно будет считаться, что они совершили восхождение). Разрешен полный набор снаряжения. В современной игре-больших стенах больше не разрешается закреплять веревки на земле и делать многочисленные попытки подготовить маршрут (см. часть 2), также присутствует тщательное разграничение между свободным прохождением и использованием ИТО.

5. Игра-альпинизм

В игре-альпинизме человек впервые сталкивается с полным набором враждебных сил, которые можно встретить в горах. В дополнение к проблеме расстояния и сложной логистике увеличивается объективная опасность в виде падающих камней, плохой погоды, сильных морозов и других сложностей (оледенение). Все это приводит к меньшей реализации формальных правил, так как успех в этой игре часто может заключаться в простом выживании. В игре-альпинизме избегают использования крюков из-за потери времени в ситуациях, где скорость означает безопасность, но там, где они используются, почти всегда они используются и для лазания тоже. Правила этой игры не требуют чистого лидирования на маршруте. Ограничения игроков в большей степени продиктованы природой гор и особенностями маршрута, чем набором заранее принятых правил.

6. Игра супер-альпинизм

Это новейшая игра в скалолазании и альпинизме, и ее правила пока еще не совсем ясны. Она отвергает экспедиционную технику в условиях, которые обычно для этого хорошо подходили. Есть только одно ограничение - это должно быть одиночное безумство. Никакие связи поддержки, такие как серии лагерей, перила и надежная страховка больше не разрешаются. Эти правила вводят меры свершения, которые автоматически делают успех менее вероятным, а победу - более значимой. Часто основные альпинистские маршруты в экстремальных зимних условиях обеспечивают подходящую базу для супер-альпинизма. Некоторые из ранних маршрутов супер-альпинизма, известные нам, Южная стена Аконкагуа, восхождение на Серро Торре Эггером и Маестри (на данный момент - спорное восхождение, прим. перев.) и первое зимнее прохождение Северной стены Эйгера.

7. Игра-экспедиция

Я уже упоминал об отсутствии правил в этой игре, но хочу указать на разницу в личном участии игроков в разных экспедициях. Например, участники немецкой экспедиции на Броуд-Пик, которые сами поднимали грузы на гору, играли в более сложную игру, чем члены обычных гималайских экспедиций, которые перекладывают грузы на спины шерп.

Хочу отметить, что размещение скалолазных игр в определенном порядке не имеет ничего общего с попыткой сказать, что какая-то игра лучше, сложней или более стоящая. Следует помнить, что сама цель структурирования игры состоит в том, чтобы уровнять подтекст разных игр, так чтобы человек, который играет в любую из этих игр с соответствующим набором правил, смог получить приблизительно одинаковое ощущение персонального удовлетворения. Конечно, каждый вид игры имеет своих сторонников, классиков, героев и мифы.

Настоящая цель создания этой иерархии игр состоит не в суждении об играх или игроках, но в том, чтобы у нас была полезная шкала, с которой можно обсуждать этику скалолазания и альпинизма, так как неэтичное поведение подразумевает пренебрежение некоторыми правилами.

 

2

Мы можем сейчас прояснить заблуждения, относящиеся к скалолазной этике. Этика лазания означает уважение набора правил игры, в которую играют. Наоборот, не этическое лазание возникает, когда скалолаз пытается применить набор правил из игры, расположенной выше по шкале, чем та, в которую он играет (например, менее строгий набор правил). Применяя эту идею к противостоянию по поводу использования шлямбуров, оживленно идущее последние несколько лет в скалолазном сообществе, мы видим, что нет ничего неэтичного в шлямбурах самих по себе; ясно, что их использование запрещено правилами отдельных игр, но не всеми. В некоторых видах игр этот вопрос становится бессмысленным, как говорил Бонатти, на большинстве смешанных стен никакое количество шлямбуров не может гарантировать успех, а чрезмерное их количество обеспечит неудачу из-за потери времени.

Я сделал предположение, что правила игр в скалолазании и альпинизме четко определены и зафиксированы. Конечно же, это не так, так как игры и правила претерпевают постоянные, хотя и медленные, изменения. Центральная проблема скалолазной этики кроется в вопросе: кто составляет правила для этих игр, и во вторую очередь, в вопросе: кто осуществляет эти перемены в правилах.

Поразмыслив, я пришел к выводу, что правила разных игр в скалолазании определяются скалолазным сообществом в своей массе, но скалолазы приближаются к двум крайностям в этой общей группе. Один из элементов состоит из малодушных скалолазов, которые хотят преодолевать любые новые сложности при помощи технических инструментов, чем при помощи личных усилий в стрессовых обстоятельствах. Вторую группу составляет небольшое ядро элитных скалолазов, чья основная забота - не этика лазания в чистом виде, но минимизация роли технологий и увеличения количества личных усилий, которые нужны, чтобы пролезть в лучшем стиле. Но перед тем как говорить о стиле и роли элиты скалолазания в его развитии, я хочу пояснить мою идею о том, что основная масса скалолазов отвечает за правила в каждом виде скалолазных и альпинистских игр.

Независимо от происхождения, набор правил должен быть освящен их использованием и общим принятием. То, каким образом хорошие скалолазы всегда делают прохождения, становится традиционным способом делать это; правила становятся классикой и рассматриваются как этический минимум прохождения, определяя одновременно скалолазную игру, к которой они относятся. Но что происходит с новыми прохождениями? В любой конкретный момент времени существует не так уж много членов скалолазного сообщества, способных сделать значительные первопрохождения. Это будут члены креативной элиты, о которых мы уже упоминали. Возникает вопрос: следует ли стиль, который они используют при первом прохождении, считать правилом, которым определяется успешное прохождение? Я думаю, нет (их подход и отношение будут служить руководством для следующих безумцев). Примеры, когда стиль первого прохождения не принимается в качестве правила оценки успешности прохождения, слишком многочисленны, чтобы приводить их здесь. Только потому, что Джефф Фротт сделал соло первопрохождение Patio Pinnacle или потому, что Бонатти соло прошел юго-западный контрфорст Пти-Дрю, последующим альпинистам уже нет никакой необходимости следовать строгим правилам первого прохождения. Или только потому, что первое прохождение Северной стены Эйгера было сделано в шторм, никто всерьез не будет думать, что следующим безумцам нужно ждать плохих погодных условий, чтобы начать движение по маршруту. Здесь вступает в силу благоразумие, отбрасывая индивидуальные решения тех, чей экстремизм выводит их за границы достижимого большинством компетентных скалолазов и альпинистов в любой момент времени.

И к чему тогда сводится роль небольшого числа экстремальных альпинистов и скалолазов в изменении правил? Чтобы понять это, нам нужно сначала разработать идею стиля лазания. Стиль можно определить как сознательный выбор набора правил для определенной игры. Так, если скалолаз или альпинист следует принятому набору правил, его стиль можно охарактеризовать одновременно как классический и этический. Плохой стиль и неэтичное лазание - это синонимы, они представляют собой выбор правил из более простой (более высокой в иерархии) игры, например, альпинизм в стиле экспедиции. С другой стороны, альпинист или скалолаз может выбрать лезть в лучшем стиле, используя правила из игры ниже по иерархии, чем он играет. Соответствующим примером будет то, как Джон Гилл применил правила боулдеринга к лазанию определенных маршрутов на скалах, делая предельно трудные и неуверенные движения высоко над землей.

Таким образом, креативное ядро элиты скалолазания и альпинизма может выражать себя, лазая в лучшем стиле, чем средний скалолаз, что дает достаточно пространства для личного самовыражения, хотя и избегает традиционной аристократической роли лидерства и руководства. Эти скалолазы направляют большинство только косвенно - их ответственность состоит не в том, чтобы устанавливать и определять стандарты этики (правила) для основной массы, но в том, чтобы демонстрировать превосходящий стиль. Так они намечают возможные направления развития игр в скалолазании/альпинизме. И это, учитывая "козни" технологического развития, единственный путь таких изменений.

Давайте я приведу конкретный пример. Наиболее очевидно такой путь развития правил для игры в «Большие стены» можно увидеть в Йосемити под влиянием лучших скалолазов тех дней, чья главная забота состояла в том, чтобы сделать прохождение в наилучшем стиле, чем навязывать  деспотический набор правил всем скалолазам. После того, как была продемонстрирована проходимость больших стен без тактики осады, все скалолазы столь впечатлились, что эти правила стали основными, что даже люди, чуждые скалолазному сообществу долины Йосемити (как например, два француза, которые прошли маршрут Нос Эль-Капитана весной 1966 г.), считают их само собой разумеющимся.

Хотя и не так впечатляюще, правила всех игр в скалолазании и альпинизме постоянно меняются, становятся более строгими, чтобы сохранить основной вызов, который ищут скалолазы, убегая от постоянно меняющегося мира технологий. Существующее невмешательство в более высокие по иерархии игры постепенно исчезает по мере того, как сложность правил сдвигается по шкале. Потенциальной жертвой, конечно же, может стать игра-экспедиция, которая полностью исчезнет, когда супер-альпинизм займет свое место. Это не только самая новая, но и в определенном смысле, самая креативная игра, так как здесь природа препятствий настолько сурова, что пройдет много-много времени до того, как технологические достижения начнут посягать на личное удовлетворение альпиниста. Возможности, с другой стороны, огромны. Можно даже представить себе день, когда ультра-современное бивачное снаряжение позволит двойке безумцев подняться на 8000 пик также, как сейчас проходят сложные маршруты на Гранд-Титон или Монблан.

Здесь, я думаю, нужно заканчивать эту статью. Не потому что размышления о будущем скалолазания и альпинизма либо бесплодны, либо неинтересны, а потому что мы удалились достаточно далеко от темы. Скалолазание и альпинизм будут развиваться, хотя я не уверен, что идея игр в скалолазании и альпинизме - лучшая точка зрения на их развитие. Но, конечно, эта или любая другая точка зрения для размышлений или разговоры о том, что мы действительно делаем в скалолазании - еще один шаг в будущее.

Ascent 1967

Источник

Перевод: annamavka

 

 

captcha