Интервью с Александром Каячевым

 

Накануне дня альпиниста La Sportiva Russia задала несколько вопросов Александру Ивановичу Каячеву. Кто знаком с Сашей лично,  знают,  какой огромной энергией обладает данный человек, как его глаза загораются, стоит коснуться в обсуждении планов  о прохождении нового маршрута или посещения нового скального района. Мастер спорта по скалолазанию, серебряный призёр чемпионата СССР по скалолазанию  и просто романтик, Александр Каячев делится  своими мыслями о российском и международном альпинизме.

 

La Sportiva: 228 лет назад двое смелых французов, покоряя вершину Монблана, вряд ли могли  предположить, что этот знаменательный день станет праздником всех альпинистов. А вы помните свою первую вершину?  С чего началось ваше увлечение альпинизмом?

Александр Каячев: С альпинизмом был хорошо знаком с детства, через песни Владимира Высоцкого. Когда я учился в первом классе, у моего одноклассника Димки отец привез пластинку с четырьмя песнями Высоцкого, и все про горы. Мы их слушали днями напролет. Особенно нам нравилась  «Мерцал закат, как блеск штыка...» С тех пор я в душе уже был альпинистом, а когда поступил в институт, сразу же записался в секцию альпинизма. Моя первая вершина - это  пик Кап, альплагерь Алибек, 1978 год. Процесс восхождения практически не помню.

 

L.S.: Если бы жизнь так сложилась, что занятия альпинизмом стали невозможны, то чем тогда вы стали бы заниматься?

А.К.: Скалолазанием.

L.S.:  Как изменился российский  альпинизм за последние 15 лет?

А.К.: Стало меньше возможностей для начинающих: нет профсоюзных альплагерей, нет бесплатных путевок. Да и для разрядников стало трудней, соревнований мало, денег от Спорткомитетов практически нет. Старая система вымирает, а новая еще не создалась, нет традиций взаимодействия между спонсорами и спортсменами.

L.S.:  Вы много путешествуете. Скажите, пожалуйста, какие тенденции наблюдаете в мировом альпинизме? Какой опыт и/или традиции западного альпинизма можно было бы перенять и внедрить на российской почве?

 

А.К.: Основная тенденция современного альпинизма - повышение требований к умению хорошо лазить. «Fast and light», «Big Wall», автономность, скорость - всему этому можно быстро научиться, а чтобы научиться хорошо лазить - нужны годы... Что касается структуры и взаимодействия альпинистского сообщества, мне кажется, чужой опыт невозможно перенести на нашу действительность. Традиции должны сформироваться применительно к нашим реалиям и особенностям. Для этого нужно время.

L.S.:  Кого из ваших современников вы считает настоящим профессионалом в альпинизме?

А.К.: Таких людей очень много. В нашей стране я  считаю настоящими профессионалами всех, кто занимается альпинизмом круглогодично, в смысле тренируется три-четыре  раза в неделю и проводит в  горах или на скалах минимум по 2-3 месяца в год (по этому признаку я любитель). Что касается зарубежных альпинистов, то их имена у всех на слуху. Из них мне наиболее симпатичен Alex Honnold. Наверно, потому, что я с ним немного знаком - это образец доброжелательности и скромности.

 

L.S.:  Какую книгу по альпинизму должен прочесть каждый, кто любит горы?

 А.К.:  Если про героизм, то можно читать любую книгу про любую известную экспедицию, можно начать с «Категории трудности» В. Шатаева. Если про любовь к горам, нужно читать все от Лермонтова до Рериха. От уровня общей культуры и возникает любовь к горам. Если по технике стенного альпинизма, рекомендую книгу Ганса Флорина и Билла Райта  «Скоростные восхождения».

L.S.:  Говорят, в жизни нужно попробовать все. А что хотели попробовать вы, но пока не успели?

А.К.:  Бэйс.

L.S.:  Не так давно вы вместе с Татьяной Дмитриевской заняли третье место на скалолазном марафоне Rally 12h escalada Penon de Ifach. С Татьяной вы знакомы уже очень давно. Интересно узнать, кем еще из женщин-альпинистов вы восхищаетесь? На ваш взгляд, приходится ли женщинам тяжелее, чем мужчинам, в этом отважном и рисковом деле?

А.К.:  Недавно прочитал автобиографичную книгу Lynn Hill, её отношение к альпинизму мне очень близко и понятно. Восхищаюсь её результатами в альпинизме и скалолазании. Но с ней бы в связке не полез, она бы меня затмила. А с Татьяной мы на равных, и ещё Татьяна знает много языков, и в любой стране мы не пропадем. Женщинам в альпинизме немного тяжелее, но если она лезет на категорию выше своего напарника, то это все уравнивает.


 

L.S.:  Как вы считаете, что отличает альпинистов от других людей, помимо страсти к покорению горных вершин?

А.К.:  Все альпинисты неизлечимые романтики. Все любят читать Экзюпери и верят в счастливый конец в любой страшной сказке.

 

Благодарим за подробные ответы.

Хотелось бы пожелать Александру Ивановичу  и всем, кто любит горы и к ним стремится, удачи! Пусть покоряются самые коварные вершины. 

 

 

captcha