Сима

Как искусство приводит к фри-соло

На красноярских столбах меня пытались научить петь. Безуспешно. Дипломированный специалист рассказывал, какие мышцы надо напрягать, откуда и куда должен идти звук. Как опустить кадык и какое выражение лица нужно сделать. Говорил с чувством, огнём в глазах, кажется, я так же рассуждаю про горы. Но кроме всей науки пения, Никита пел слишком красиво. Настолько «слишком», что мой завороженный взгляд порой был неприличен. Тогда я понял, как круто слышать чистый голос, слушать музыку без фальши. Искусство великая вещь, в которой каждый пытается прийти к чему-то, где не будет фальши, лишнего. Музыка, картины, танцы. Часто слышу, как скалолазание сравнивают с танцами. Иногда и мне так кажется, лезешь и будто танцуешь на вертикали. Мелодией служит твоё дыхание. Движения отточенные. Или же наоборот, чистой воды импровизация.

Совсем недавно я пролез трассу «Сима» 7с. Пролез без страховки. Движения были чёткие. Ничего лишнего я не сделал. Нигде не стоял слишком долго или слишком мало. Быстро лез там, где надо быстро. Постоять-подышать, где надо подышать. Всё было идеально.

Идея возникла спонтанно. Я бы даже сказал: она не прижилась. «Слишком сложно», подумал я. Да и никто не лазал её до меня. Когда много и часто тусуешься в одних местах, идеи и энергия этих мест начинает тебя наполнять. Культура столбизма пронизана лазанием без верёвки. Каждому своя даётся категория. Начал я так же с самых простых линий. Лазал сначала 5б-5с, много разных 6-ок залез. Когда уровень плавно пошёл на повышение, сознание перестало бояться категорий. И вот пошёл в очередной раз погулять с верёвкой и думаю: «попробую-ка». Зашёл сверху, повесил верёвку, спустился и полез. Первый ключ короткий и неудобный. Потом идёт щель в откидку, иногда можно клинить пальцы, ноги плохие, в основном в трение. Верх лезется, а вниз сложнее раза в три. Наталкивает на мысли. Ключ в середине 7-8 аккуратных перехватов, с высокой подстановкой ног. Пока лез с верёвкой, думал, что это действительно слишком сложно. Решил, что долезу и пойду домой, не буду дорабатывать. Пролез ключ, устал, повисел. Поразглядывал скалу, нашёл ещё крупинки, которые впоследствии послужили зацепами для ног. Оставил метки. Пролез ключ с метками. Начал работать. Раза три-четыре я ставил новые и стирал старые метки, искал менее трудозатратный расклад, простукивал деревянной ручкой щётки скалу. Когда нашел всё что хотел, пролез ключ пять раз подряд без остановки. Приободрился. Понял, что смогу вылезти, когда придёт время.

На следующий день пришёл снова с верёвкой. Так же сверху спустился и полез. Лезлось хуже, чем вчера. Убедился, что из-под ключа вниз спуститься без верёвки точно не смогу. Прошёл линии три раза и побрёл домой. На третий день мы гуляли по столбам туда-сюда. Настроение было отличное. Спросил у Ксюши не против ли она сделать пару снимков, если я решусь полезть. Она согласилась. Попутно объяснил, что сделать с верёвкой, если я не захочу лезть, но уже не смогу вернуться сам. Она головой кивала, а глазами надеялась, что этого делать не понадобится. Подошел, разогрелся и полез. Слышали про состояние потока? Потоковое состояние - состояние максимальной концентрации в купе с получением удовольствия. Во время прохождения трасс в таком стиле, ты собран и сконцентрировал. У тебя нет лишних движений, мыслей. Кажется, я постоянно его ловлю на скалах. Перед ключом долго стоять не стал, иначе ноги могли затечь и начать дрожать. Никаких сомнений в свою голову я не пустил, страха тем более. Можно бояться перед, можно после. Но никак не во время лазания. Страх только мешает двигаться. Если боишься - лучше не лезть. Как пролез ключ не особо помню. Сделал всё на автомате. Постоял, подышал и полез дальше. Лез внимательнее и спокойнее, чем в прошлые разы. Как вышел наверх, эмоции и адреналин захлестнули. Лицо расплылось в улыбке. Я был рад. Вряд ли полезу её когда-нибудь второй раз и не уверен, что смогу что-нибудь сложнее этого пройти.

Столбы - место силы. Столбы - место свободы.

Петь я так и не научился. А вот пару аккордов на гитаре выучить заставили.  

 

captcha